Основные средства в учете

0
153

В налоговом и бухгалтерском учете нередко возникают расхождения в учете основных средств. Это связано с тем, как компания амортизирует имущество, проводит переоценку основных средств, как учитывает первоначальную стоимость имущества. Но с 2016 года может быть и еще одна причина расхождения в учете – повышение лимита стоимости ОС. Как в таком случае сблизить налоговый и бухгалтерский учет?

Из письма в редакцию

Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Стоимостный критерий в размере 100 000 рублей действует с 1 января 2016 года (Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). Он применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с этой даты.

В бухгалтерском учете актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В 2016 году лимит стоимости основных средств в бухгалтерском учете остался на уровне 40 000 рублей.

Это означает, что одни и те же объекты стоимостью в промежутке от 40 000 до 100 000 рублей в бухгалтерском учете будут признаваться объектами основных средств, а в налоговом учете – нет.

Вместе с тем затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, в целях налогообложения прибыли относятся к материальным расходам (п. 1 ст. 254 НК РФ). Его стоимость включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Однако налогоплательщик вправе списывать такое имущество равномерно в течение более одного отчетного периода с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Поэтому в налоговой учетной политике можно предусмотреть возможность равномерного списания имущества стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей с отнесением его к материальным расходам. Не устанавливать нижний предел для такого имущества в размере 40 000 рублей опасно. Ведь в этом случае в налоговом учете имущество стоимостью менее 40 000 рублей будет списываться в течение установленного срока, а в бухгалтерском учете – единовременно при вводе в эксплуатацию (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Таким образом, если сроки полезного использования объектов, определенные организацией для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, будут совпадать, то прибыль по данным бухгалтерского учета будет совпадать с при-былью в налоговом учете.

Но это, на наш взгляд, не означает, что в бухгалтерском учете не будет разниц в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Поясним, почему.

В бухгалтерском учете в составе расходов будет учитываться амортизация основных средств. В налоговом учете будут признаваться материальные расходы. То есть возникает два разных вида расходов, каждый из которых в одном учете учитывается, а в другом не учитывается. А значит, расходы в виде амортизации, отражаемые в бухгалтерском учете и не учитываемые для целей налогообложения, будут формировать постоянное налоговое обязательство, а материальные расходы, признаваемые для целей налогообложения прибыли, но не признаваемые в бухгалтерском учете, будут формировать постоянный налоговый актив.

Источник: buhgalteria.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ